"Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Этими словами мы приветствуем друг друга в первый день Пасхи и последующие 40 дней.
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах мы освящаем куличи, творожные пасхи-традиционное пасхальное блюдо, яйца и соль, всё то, что приготовили к праздничному столу для разговения после Великого поста. Дарим друг другу пасхальные яйца, как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым.
Обычай дарить яйца на Пасхуберёт свое начало еще с апостольских времен, когда Мария Магдалинапервая подала верующим пример этого радостного дароприношения.Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. Приходя к императору, было принято подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, преподнесла императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император Тиверий не поверил Марии."Никто не может воскреснуть из мёртвых. В это так же невозможно поверить, как в то, если бы это белое яйцо вдруг стало красным".Не успев договорить эти слова, на его глазах свершилось чудо- яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
Первое письменное свидетельство о крашеных яйцахна Святую Пасху встречается в рукописи из библиотеки монастыря Св. Анастасии в Греции, которая выполнена на пергаменте и относится к 10 веку. По рукописи "Номоканон Фотия", 13 века, игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. В России пасхальными яйцами "христосуются" —разбивая по очерёдности разные концы.
Традиционным цветом пасхального яйца остается красный, как цвет жизни и победы, но это не мешает красить их в разные цвета. Цветовая символика сегодня четко прописана в православии, хотя и берёт свое начало из глубокой древности.
Белый - райский свет, в нем совершают пасхальную утреню. Символ радости, чистоты и духовности. Красный - царственный цвет, цвет искупления и Пасхи. Символизирует решимость, силу, превосходство, любовь Божию к роду человеческому. Желтый, золотой, оранжевый - цвет славы, величия, достоинства и достатка. Голубой, синий - символом спасения, свет Пресвятой Девы, исконный цвет Руси. Символ надежды, устремления в будущее, доброты, любви к ближнему. Небесное начало и успешное завершение дел и помыслов. Зеленый - символ юности, цветения,возрождения земли, покоя и благосостояния и надежды. Фиолетовый, пурпурный - жесткий и властный, мистический. Символ магии. Черный или темно-коричневый - цвет скорби, плача и покаяния. Категорически запрещалось красить яйца в черный цвет. Исключением были яйца, расписанные картинками на черном фоне. Детям такие яйца дарить нельзя. Для них допустимы яйца вишневого или пурпурного цвета с картинками.
Считалось, что нужно сберечь одно освященное яйцо до следующей Пасхи, оно называлось "христосийным яйцом" его оставляли и клали у иконы,такое яйцо не портилось, и с его помощью можно было снимать порчи и сглазы, защищать от болезней, использовать как чудодейственное средство.
В большинстве стран окраской и расписыванием яиц занимаются женщины и молодые девушки. Раньше в Болгарии, напр, по обычаю красить яйца начинала старшая женщина в доме, и лишь, позднее к ней присоединялись женщины помоложе и девушки. На Балканах также обычно яйца красилиженщины. Интересно, что крашение яиц было настолько распространено, что встречалось даже у мусульман, которые или сами красили яйца ( в Черногорском Приморье), или охотно принимали их на Пасху в дар от христиан.
В России изготовлению крашенных яиц посвящается чаще всего Великий Четверг или Страстная суббота, которую из-за этого кое-где называли "Красильной" или"Красной". В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные – "писанками", крашенные – "крашенками", деревянные – "яйчатами". Красители были натуральные.
Самым ценным красителем была луковая шелуха. В зависимости от крепости настоя, можно получить цвета от желтого до коричневого. Шелуху варили в воде около получаса, настаивали вместе с шелухой, процеживали и в этом отваре варили яйца. Желтый, оранжевый цвет получали из шелухи лука, листьев ореха или корня куркумы. А так же из берёзовых листьев. Листья нужно отварить 10 мин, дать настояться около 30 мин и затем варить в этом отваре яйца. Бронзовый цвет- варили отвар из коры дуба. Получить красный и его оттенки помогали: свекла, кора вишни или черника. Пурпурный - краснокочанная капуста. Бежевый или коричневый получался если варить яйца в кофе (на стакан воды взять 4 ст.л.молотого кофе) Нежно - кофейный в отваре из скорлупы грецкого ореха. Цвет "охра"- 4 чашки красной луковой шелухи. Варить яйца 30 минут - 1 час. В зависимости от времени замачивания, яйца станут от ярко-алых до темно-красных. "Позолота"- добавить в горячую воду 2-3 ст. л. куркумы, вскипятить, чтобы цвет стал более интенсивным. Розовый - замочить вареные яйца в клюквенном или свекольном соке. Фиолетовый - в горячую воду добавить цветы фиалок и замочить на ночь. Если добавить в воду немного лимонного сока, получится лавандовый цвет. Синий - 2 кочана мелко порезанной красно-кочанной капусты, 500 мл воды и 6 столовых ложек белого уксуса, всё это оставить на ночь.Утром, не вынимая капусту, сварить в этом отваре яйца. Зеленый - в смесь для фиолетового цвета добавить 1 ч.л. соды или отварить яйца со шпинатом, крапивой или басмой. Лавандовый - замочить яйца в виноградном соке. Для нежно - розового и синего натереть скорлупугорстью черники или клюквы.
К середине 17 века обычай дарения яиц народу в пасхальные дни приобрёл популярность. Во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Он же начал развивать традиции росписи яиц. Первые расписные деревянные яйца к царскому двору подал мастер Прокопий Иванов в 1666 году. А в последующие десять лет прикладное творчество на яйцах в самых разнообразных вариантах получило широкое распространение.
К концу 19 века каждый из городов русских имел свою пасхально - яичную специализацию. В Санкт-Петербурге их делали из стекла. В Ростове - из дерева, Гжель славилась бело-голубыми фарфоровыми. Каждый мастер старался отличиться. Женщины украшали их бисером, потому долго пасхальные яйца считались женским подарком.
В 1885 году стало настоящей сенсацией первое пасхальное ювелирное яйцо , сделанное для Александра 3 и для его жены Марии Фёдоровны,25 ним мастером Михаилом Перхиным, через год ставшим главным мастером знаменитейшей ныне фирмы Карла Фаберже.А затем и коллекция яиц Фаберже из драгоценных и полудрагоценных камней, золота, серебра, хрусталя.У Александра 3 были свои предпочтения, он рекомендовал расписывать яйца не только цветами, но иорнаментами.
Серия яиц Фаберже создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, до наших дней дошло 62, из которых Императорских 54, но до нашего времени сохранилось 46 штук.Почти все из них хранятся в государственных музеях.
Оформление и современный декор пасхальных яиц превратились в настоящие произведения искусства - это целый мир!
На сегодняшний день существует множество техник декора пасхальных яиц и описывать их можно до бесконечности.
Вашему вниманию предлагаю несколько интересных пасхальных идей, которые несложно воплотить в жизнь своими руками.
***Способ окраски с помощью разнообразных "спецэффектов". Напр, при помощи старого кусочка капронового кружева. Перетяните им яйцо, закрепите с помощью резинки, затем опустите в краситель, на скорлупе должно отпечатается кружево.
Зафиксируйте листок кусочком капрона, закрепите его резинкой, аккуратно разгладьте листочек по яйцу, он должен плотно прилегать к яйцу и опустите в краситель.
*** Вариант "гламурного" яйца! Обмазываем яйцо клейстером. Ждем пару минут, чтобы он немного подсох. Теперь обваливаем глиттерами. Желательно, чтобы цвет яйца совпадал с цветом глиттера, в этом случае цвет получится яркий и насыщенный. Для приготовления клейстера нужно: 200 грамм воды и ст. л. с горкой муки. Размешиваем муку в воде, ставим на медленный огонь и помешиваем. По мере закипания масса начинает густеть. Кипятим ее приблизительно три минуты . Клейстер готов. Если же яйца будут пластмассовые, то клейстер заменяем клеем ПВА.
Вместо глиттера можно использовать различную крупу, семечки, крашенную манку и всё, что подскажет вам ваша фантазия. ***Если вы обладаете даром "художника", то можете расписать яйца , используя акварель. Она не растекается и быстро сохнет.
*** Техника квиллинг и декупаж.
*** Бисерные яйца. Самый простой вариант оплетения яйца - сеткой. Основой такому яйцу может послужить деревянное яйцо или яйцо из папье-маше. Кстати, пасхальные яйца из папье-маше делали ещё в конце 19 века на подмосковной фабрике Лукутина. нажмите,чтобы увеличить схему
*** Для тех кто влюблён в вязание и в бисероплетение.
*** Или же самый простой метод декора, не требующий много времени и усилий - использовать термонаклейки.
Технология очень проста:на отваренное яйцо надеваете наклейку и на 20-30 сек. опускаете в кипящую воду, чтобы наклейка не слетела и не обожгли руки используйте ст. л.
Журналы ,как украсить пасхальные яйца и оплести их бисером >>>выбрать здесь